-
Социализация детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей
Отделом опеки и попечительства в соответствии с федеральным и областным законодательством осуществлён анализ выполнения переданных государственных полномочий по охране прав и интересов несовершеннолетних детей в 2021 г.
Работа специалистов отдела по опеке и попечительству в 2021 г. проводилась в соответствии с годовым планом работы по направлениям:
- Выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;
- Определение формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;
- Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;
- Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в постинтернатной адаптации;
- Подбор и подготовка граждан, желающих принять ребенка в семью;
- Ведение банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
- Работа с семьей, находящейся в кризисном положении;
- Защита личных прав несовершеннолетних.
Выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию
Источники поступления информации о фактах нарушения прав и интересов ребенка
Источники поступления информации Количество БКЦСОН 4 от граждан, в т.ч. звонки 55 из медицинских учреждений 3 из образовательных учреждений 8 из органов внутренних дел 11 КДН и ЗП 0 «народная опека» 16 Итого 97 Количество выявленных детей, оставшихся без попечения родителей в г. Белогорск за 2021 год – 36 чел.( 2019 – 38, 2020-26).
Основными причинами, при которых дети остаются без попечения родителей, являются:
- смерть родителей (единственного родителя);
- лишение родителей (единственного родителя) родительских прав;
- оставление детей в государственных организациях;
- отбывание наказания родителями (родителем) в местах лишения свободы.
Определение формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, попавших в трудную жизненную ситуацию
Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, определяются в соответствии со ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации.
Традиционными формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, являются
- определение детей в семьи граждан под опеку (попечительство);
- усыновление ребенка;
- определение детей в приемную семью;
- определение в государственные образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей области.
Количество детей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства, и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях, на 31.12.2021 года
Категория детей Количество детей Кол-во детей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства на конец года 265 Из них: Кол-во детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях 215
На территории города в Белогорском центре содействия семейному устройству «Радуга» работает Муниципальная служба по подбору, подготовке и сопровождению замещающих семей, целью которой является подбор ресурсной семьи для ребенка, подготовка семьи и ребенка к совместной жизни в замещающей семье, оказание адресной психолого-педагогической и правовой помощи. В 2021 году в школе приемных родителей прошли подготовку 27 кандидатов в замещающие родители. По состоянию на 31.12.2021 года в городе работает 156 замещающие семьи, в которых воспитывается 215 детей.
Выплата ежемесячного пособия, пенсии по потере кормильца, алиментов
Размер пособия 8337 руб. Кол-во детей, получающих пособие 199 чел. Кол-во детей, получающих пенсию 127 чел. Кол-во детей, получающих алименты 131 чел.
Единовременная денежная выплата в соответствии с законом Амурской области от 09.07.2012 № 70-ОЗ «О единовременной выплате при передаче ребенка на воспитание в семью» в 2021 году
Размер пособия 66074,23 руб.за год (в течение 3 лет) Кол-во детей, на которых выплачено пособие 57 чел.
Реализация жилищных прав лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей
На учете состоит 162 человека из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилья. В Министерстве социальной защиты населения Амурской области находится 133 сформированных дел граждан, относящихся к данной категории граждан.
В 2021 году приобретено 37 квартир для лиц вышеуказанной категории, из них 5 квартир приобретены по жилищным сертификатам
За 30 детьми сохранено право проживания в жилых помещениях, 32 ребенок являются собственниками жилья.
Подбор граждан, желающих принять ребенка в свою семью
В 2021 г. зарегистрированы: Количество, чел. Кандидаты в усыновители 4 Кандидаты в опекуны - Взяли ребенка 2 Отказались взять ребенка -
Всем кандидатам были выданы заключения о возможности быть кандидатами в усыновители (опекуны, приемные родители), 2 граждан приняли детей на воспитание. По итогам года 2 кандидата из числа граждан, желающих взять ребенка в семью, состоит на учете.
Формирование банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей
Для ускорения и расширения возможности устройства ребенка в семью проводится регулярное пополнение и обновление банка данных. Изменения вносятся по результатам переписки с государственными учреждениями для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, учреждениями начального профессионального образования.
Всего детей - воспитанников государственных учреждений г. Белогорск, состоящих в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, по состоянию 01.01.2022 г. – 50 человек.
По-прежнему одним из путей решения проблемы по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью является работа со средствами массовой информации. Данные о детях, подлежащих устройству в семью, систематически печатаются в городском еженедельнике «Сегодня на Амуре», размещаются на сайтах Администрации города и Комитета по образованию, в телевизионных информационных передачах «Будни», интервью специалистов опеки и попечительства. К этой работе привлекаются специалисты Центра по семейному устройству «Радуга», волонтеры и школьные СМИ.
Традиционной стала городская акция «Каникулы в семье». С целью стимулирования института замещающей семьи организуются мероприятия: «Встречи приемных семей», «День опекуна», «День открытых дверей»; проводятся праздники для замещающих семей: «День семьи», «Дела семейные», «Мы вместе». С целью повышения престижа замещающих семей приемные родители совместно с детьми принимают участие в городских, областных и всероссийских конкурсах, завоевывают призовые места, награждаются грамотами, благодарственными письмами, дипломами и подарками
Работа с семьей, находящейся в кризисном положении
Отделом опеки и попечительства (далее ООП) за 2021 год подготовлены около 300 заключений по защите прав и законных интересов несовершеннолетних.
Количество родителей Количество детей Родители, ограниченные в родительских правах 3(0) 2(0) Кол-во детей, родители которых лишены родительских прав 16(16) 15(24) Кол-во отобранных детей при непосредственной угрозе жизни или здоровью - - Родители, восстановленные в родительских правах - -
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» между субъектами системы профилактики идет обмен информацией, работает банк данных семей, находящихся в социально опасном положении. За каждой семьей закреплены кураторы, отвечающие за социальное сопровождение семьи, составление межведомственного плана работы, участие в заседаниях КДН и ЗП, отслеживание результатов. Улучшилась информированность граждан о неблагополучных семьях, усилился межведомственный контроль за семьями с детьми.
Главной задачей ООП в области профилактики социального сиротства остаётся раннее выявление несовершеннолетних и их семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Специалисты ООП, работая в этом направлении, взаимодействуют со школами, детскими садами, учреждениями здравоохранения, ОВД, КЦСОН.
По состоянию на 01.01.2022 года на учете органов системы профилактики состоит 73 семьи (на 01.01.2021 г. – 98), в них воспитывается 158 (212) детей. Органы системы профилактики города Белогорск продолжают работать по утвержденному Порядку межведомственного взаимодействия по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, раннему выявлению случаев жестокого обращения с детьми и устранению причин нарушения их прав и законных интересов, на территории города Белогорск.
Каждый факт неблагополучия тщательно проверяется и при подтверждении нарушения прав детей или пренебрежения нуждами детей открывается «случай».
Таким образом, в настоящее время расставлены основные акценты межведомственного взаимодействия по выявлению, диагностике и социальной реабилитации безнадзорных детей и семей, в которых они проживают, сформирована необходимая нормативно правовая база, определены приоритеты на развитие и совершенствование форм семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Защита личных прав несовершеннолетних
В 2021 г. в отдел опеки и попечительства обратились более 300 граждан, в том числе по вопросам:
- определения места жительства ребёнка при раздельном проживании родителей – 44(38);
- об общении с детьми бабушек, дедушек, других родственников- 3 (2);
- осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребёнка- 29 (125);
- о защите жилищных прав несовершеннолетних- 73(68);
- о защите имущественных прав несовершеннолетних- 153(167);
По всем вопросам проводилось обследование, по мере необходимости для решения спорных вопросов привлекались педагогические работники (социальные педагоги, психологи) образовательных учреждений, в которых обучаются несовершеннолетние.
Участие в судебных заседаниях при рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы несовершеннолетних
Представители органов опеки и попечительства участвовали в судах при рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы несовершеннолетних:
Направленность судебных заседаний 2021 год Всего участий 570(540) По вопросу лишения родительских прав (ограничения) 18(16) По вопросу дополнительных гарантий для детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа 73(68) По вопросу осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребёнка 29(125) По другим вопросам, касающимся защиты прав и интересов несовершеннолетних 450(331)
-
Опека (попечительство) несовершеннолетних представляет собой одну из форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения. Опекун назначается органом опеки и попечительства. Обязанности по опеке (попечительству) выполняются безвозмездно.
Опека (попечительство) устанавливается для воспитания детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, для защиты личных и имущественных прав этих детей.
Ребенок, передающийся под опеку, сохраняет право на алименты, пенсию в случае потери кормильца или инвалидности и другие компенсационные и социальные выплаты. Орган опеки и попечительства обязан сохранить за ребенком жилую площадь, на которой он проживал ранее, в том числе, находящуюся в собственности. В случае отсутствия жилой площади ребенок имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с законодательством
Права и обязанности опекунов регулируются ст.ст. 36-38 Гражданского кодекса РФ, ст.150 Семейного Кодекса РФ.
Статья 150 СК РФ. Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка
- Опекун (попечитель) ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом и психическом, духовном и нравственном развитии.
- Опекун (попечитель) вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой (попечительством), с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при соблюдении требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 65 настоящего Кодекса.
- Опекун (попечитель) с учетом мнения ребенка имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка до получения им основного общего образования и обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования.
- Опекун (попечитель) вправе требовать по суду возврата ребенка, находящегося под опекой (попечительством), от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от близких родственников ребенка.
- Опекун (попечитель) не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.
- Гражданские права и обязанности опекуна (попечителя) определяются статьями 36-38 Гражданского кодекса Российской Федерации.
- Обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно.
- На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации.
Документы, необходимые для оформления опеки (до 14 лет) или попечительства (от 14 до 18 лет) над несовершеннолетним
- Заявление с просьбой о назначении опекуном
- Заявление ребенка (письменное согласие – свыше 10 лет)
- Сведения о родителях ребенка (копия свидетельства о смерти; если лишены родительских прав – решение суда; если больны – справки из медицинских учреждений)
- Копия паспорта опекуна
- Копия свидетельства о рождении ребенка
- Справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев
- Документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение
- Копия финансового лицевого счета с места жительства
- Опись имущества, оставшегося после смерти
- Характеристика с места работы опекуна
- Справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у опекуна судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан
- Медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования опекуна
- Медицинское заключение о состоянии здоровья
- Медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка
- Характеристика на ребенка (школа, д/с; если не посещает детское учреждение, то медико – педагогическая характеристика из поликлиники)
- Копия свидетельства о браке опекуна
- Письменное согласие членов семьи опекуна на прием ребенка в семью
- Справки о соответствии жилого помещения санитарным и техническим правилам и нормам
- Заключение психолога
- Автобиография
- Акт обследования условий жизни и воспитания ребенка
-
Усыновление происходит в отношении чужого ребенка. Установление усыновления возможно только до достижения ребенком возраста 18 лет. Допускается только по обоюдному согласию супругов. Регистрируется в органах ЗАГС на основании решения суда. Необходимо согласие ребенка, достигшего 10 лет, а также его родителей (кроме случаев, установленных ст.130 Семейного кодекса РФ, либо опекунов (попечителей), либо приемных родителей, либо руководителя детского учреждения, где находится ребенок. Органом ЗАГС составляется актовая запись об усыновлении и вносятся необходимые изменения в актовую запись о рождении ребенка. Кроме сведений о фамилии, имени, отчестве ребенка, изменения могут также касаться даты и места его рождения, усыновители могут (по их просьбе) быть записаны в качестве родителей. Усыновителями могут быть только совершеннолетние лица, за исключением лиц, указанных в ст.127 Семейного кодекса РФ и в перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 542 от 01.05.1996 г.
Возможно предъявление требования об отмене усыновления. Отмена усыновления возможна только до достижения ребенком возраста 18 лет, за исключением случаев, предусмотренных ст.144 Семейного кодекса РФ.
В случае ненадлежащего исполнения родительских обязанностей может быть возбуждено дело об отмене усыновления.
Усыновление гражданами российской федерации, постоянно проживающими на территории российской федерации, детей, являющихся гражданами российской федерации
Граждане Российской Федерации, желающие усыновить ребенка, подают в орган опеки и попечительства по месту жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями с приложением следующих документов:
- Краткая автобиография.
- Справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо копия декларации о доходах.
- Копия финансового лицевого счета и выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение.
- Справка органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.
- Медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации.
- Копия свидетельства о браке (если состоят в браке).
Документы, перечисленные в подпунктах 2-4 настоящего пункта, действительны в течение года со дня их выдачи, а медицинское заключение о состоянии здоровья – в течение 3 месяцев.
Лицо, обращающееся с просьбой об усыновлении, должно предъявить паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - иной документ, удостоверяющий личность.
Усыновление гражданами российской федерации, постоянно проживающими на территории российской федерации, детей, являющихся гражданами российской федерации
- Заявление усыновителя (усыновительницы).
- Согласие усыновляемого, если он достиг 10 – летнего возраста (заверяется у специалиста по охране прав детей).
- Копии свидетельств о рождении усыновляемого и других детей.
- Копия свидетельства о браке усыновителя (усыновительницы) с матерью (отцом) ребенка.
- Копия свидетельства о расторжении брака или копия книжечки одинокой матери.
- Заявление родителя с которым проживает ребенок о том, что он согласен на усыновление.
- Согласие – заявление родителя, заверенное в нотариальной конторе на усыновление его отчимом (мачехой), или документ, подтверждающий отсутствие родителя (свидетельство о смерти, решение суда о лишении родительских прав или о признании безвестно отсутствующим).
- Справки о состоянии здоровья усыновителя и усыновляемого.
- Справка с места работы усыновителя с указанием заработка.
- Характеристика с места работы (с печатью учреждения и датой её утверждения).
- Копия финансового лицевого счета и выписка из домовой книги усыновителя и усыновляемого (если он прописан по другому адресу).
- Автобиография усыновителя (в произвольной форме).
- Акт обследования условий жизни усыновляемого и усыновителя (по определению суда).
-
Школа приемных родителей: нужность или необходимость
Зачастую необходимость посещать занятия в школе приемного родителя в течение длительного времени— отпрашиваться с работы, отменять другие дела— вызывает закономерный вопрос — зачем? Особенно этот вопрос актуален для тех, у кого растут или уже выросли дети, и у тех, кто берет ребенка под родственную опеку. Самое важное, что нужно понять на пороге школы: те знания, которые будут предлагаться здесь, рассчитаны на расширение представления о детстве и родительстве, о помощи и поддержке, которые можно оказать ребенку.
Учат в школе
Совершенно нормально, что у родителей не всегда есть такие знания: приемный ребенок отличается от ребенка, который растет в семье. Обычная жизнь формирует свои законы и причинно - следственные связи, а сложная ситуация – свои. Именно о том, что происходит, когда естественная ситуация роста и развития нарушается, и будут рассказывать в школе.
Здесь вы узнаете про то, что происходит с ребенком, если он остается на время без родителей: как это влияет на его рост и развитие, почему некоторые дети выглядят физически моложе своих сверстников, а эмоционально могут вести себя так, как будто они на несколько лет младше.
Травма утраты кровной семьи есть каждого приемного ребенка. Иногда к этому добавляются и другие тяжелые переживания: невозможность помочь близким, их смерть, насилие, свидетелем или жертвой которого становится ребенок. О том, как проживаются ребенком такие тяжелые события и как быть ребенку поддержкой в этом процессе – так же расскажут в Школе.
Ребенок не «чистый лист», даже если его взяли в семью в младенческом возрасте. Как относиться к истории ребенка? Как выстраивать отношения с имеющимися кровными родственниками и нужно ли это делать? Какие слова и время подобрать? Об этих вопросах так же расскажут специалисты на занятиях в школе.
А если хочется сохранить в тайне историю появления ребенка в семье? Как лучше поступить? И если мы говорим ребенку о том, что он – приемный, то какие слова лучше подобрать и какое время для разговора выбрать? Об этом тоже будут говорить в Школе. А также о том, какие есть риски в сохранении и раскрытии тайны о принятии ребенка в семью.
Здесь специалисты расскажут о том, что может происходить с ребенком, когда он окажется в новой семье, о его возможных реакциях на смену обстановки и новую жизнь, о том, как помочь ребенку и себе в процессе адаптации и о возможных сложностях, с которыми можно столкнуться на этом пути.
Подготовка всех членов семьи к принятию ребенка – ещё одна тема для освещения на занятиях. Как построить отношения нового ребенка с кровными детьми? Какой возраст наиболее благоприятен для принятия в семью следующего ребенка? А что делать, если бабушка против? Как избежать ревности и конкуренции, какую стратегию поведения выбрать, какие слова подобрать и на что опереться, — на эти вопросы ответят опытные психологи и родители, в багаже которых есть этот опыт.
Принять верное решение
В школе говорят не только о детях. Приемным родителям предоставят возможность оценить себя, свои возможности, свои ресурсы – и подойти со всей ответственностью к решению стать для кого-то мамой или папой. Это, пожалуй, один из самых важных итогов обучения в школе. Если после Школы твердая уверенность в правильности принятого ранее решения начала колебаться, или решение осталось прежним, но какие-то сомнения все же есть, - лучше не спешить с принятием ребенка в семью. Всегда помните о том, что на кону – жизнь маленького человека, который уже имел опыт предательства самых близких людей, поэтому обмануться в оценке своих возможностей вы просто не имеете права.
Вместо школы - интернет?
Знания, лекции, новая информация – а почему недостаточно просто прочитать это все в Интернете? Мы же разумные люди, зачем тратить столько времени на посещения занятий – вполне справедливо могут заметить кандидаты в приемные родители.
Иногда, чтобы понять информацию, мало с ней просто ознакомиться, «принять к сведению». Особенно это актуально, когда речь идет об информации сложной, сильно эмоционально затрагивающей – а многие вещи, о которых говорится на занятиях ШПР, именно такие. Поэтому используются не просто лекции, а еще дискуссии, игры, упражнения, просмотр фильмов. Вместо пассивного принятия информации – активное, с возможностью задать вопрос, поспорить, выслушать людей, имеющим подобный опыт. Это дает возможность быть услышанным и услышать другого, найти истину, которая прожита и принята как собственный опыт.
Кроме того, посещая занятия школы приемных родителей, можно познакомиться с людьми, которые разделяют ваши интересы. Иногда бывает так, что Школа приемных родителей становится местом для знакомства, которое перерастает в дружбу и продолжается многие годы – некоторые вопросы проще решать, когда есть кто-то, кто проходит очень похожий путь
Помощь приёмным родителям после школы
Специалисты оставляют координаты для дальнейшего взаимодействия, называют ресурсы, к которым можно прибегнуть при необходимости, могут предложить сопровождение. Существуют индивидуальные консультации - для тех, кто хочет разобраться в своей ситуации. Но обсудить свою проблему лучше с тем, кого уже знаешь – а за время обучения в школе будущие кандидаты могут познакомиться со специалистами, которым смогут доверить свои переживания.
Кроме того, во многих школах приемных родителей существует традиция- собираться на встречи, устраивать различные праздники и активности – не только для детей, но и для взрослых. Не всегда обязательно их посещать, иногда достаточно знать, что где-то есть люди, которым будет интересно и радостно встретиться спустя годы или месяцы и поделиться тем, какие изменения происходят в жизни.
Адрес школы приемного родителя: г. Белогорск, ул. Производственная, 11 ГАУ АО «Белогорский центр содействия семейном устройству «Радуга», тел. 5-96-91, заведующая отделением Соловьева Наталья Николаевна
В нашей стране, к сожалению, существует такое понятие, как вторичное сиротство. По статистике, ежегодно около 4000 детей по инициативе приемных родителей возвращаются обратно в учреждения. Рассмотрим ситуации, в которых не стоит торопиться с решением принимать ребенка в семью.
Существует немало ситуаций, когда с решением взять ребенка в семью лучше подождать, а есть и случаи, в которых рекомендовано вообще отказаться от этой идеи.
Опасные моменты лучше переждать
Опасным периодом для принятия ребенка в семью может быть любой кризис – будь то кризис всей семьи или любого из ее членов.
Нельзя брать на воспитание ребенка сразу после утраты близкого человека. Особенно это касается потери родного ребенка. Немало случаев, когда идея взять в семью сироту появляется как раз у людей, переживших такое горе, причем их активность зашкаливает. Только-только они похоронили сына или дочь или у женщины прервалась долгожданная беременность – образовалась зияющая дыра в душе, которую требуется срочно заполнить.
Но ни в коем случае нельзя «затыкать» эту пустоту живым человечком, уже получившим жесткий жизненный опыт. Ничего хорошего из этого не получится.
После утраты близкого человека нужно прожить хотя бы год без радикальных изменений в составе семьи.
Подобные чувства и стремления возникают также и у родителей, утративших связь со своими детьми по причине разъезда, разрыва отношений, нахождения детей в местах лишения свободы
Приемный ребенок не станет воплощением нереализованных родительских мечтаний, не будет соответствовать ожиданиям и требованиям тех, кто не смог справиться со своими кровными детьми.
В этом случае, пожалуй, может не хватить и года, и даже более. Лучше воздержаться от мыслей о приемном родительстве вообще.
Трудно может быть и человеку, принявшему ребенка сразу после развода. Да и самому приемному ребенку придется несладко с родителем, который поглощен мыслями о своем развалившемся браке. Даже если супруги друг другу надоели до смерти и оба искренне желали поскорее расстаться, это не отменяет всех стадий переживания утраты, которые подобны стадиям переживания горя по причине гибели любимого
После развода приходить в себя нужно не менее двух лет. Разрыв отношений с супругом внешне переживается, как правило, не так остро, но требует больше времени для восстановления.
Ситуации, требующие коррекции до принятия ребенка в семью
Есть множество отягощающих для принятия ребенка в семью факторов, на которые тем не менее можно попытаться повлиять.
Разногласия в вопросах воспитания и образования детей могут серьезно помешать найти общую линию поведения по отношению к приемному ребенку. Ребенок же, в свою очередь, обязательно почувствует несогласованность действий родителей и обязательно воспользуется этим как слабостью взрослых: он будет нарушать границы, чтобы добиваться удовлетворения своих сиюминутных желаний
То есть при таком подходе ребенок может стать неуправляемым. Чтобы этого не произошло, будущим приемным родителям нужно в самом начале обсудить все спорные вопросы, найти общность в предполагаемых стилях воспитания, методах образования, отношении к вероисповеданию и многих других аспектах.
Гораздо труднее будет преодолеть возражения против усыновления родственников, особенно других детей в семье. Напрасные надежды на то, что стерпится – слюбится, лучше оставить сразу. Если на само известие о возможном появлении в семье приемного ребенка уже получено сопротивление, то, скорее всего, после усыновления конфликт гарантирован. И тем глубже он будет, чем ближе несогласный родственник. Если не согласны близкие родственники, то, по крайней мере, на их полезную помощь можно уже не рассчитывать. Если это другие (кровные или ранее принятые) дети в семье – страдать после опрометчиво принятого решения будут все. Так что не стоит настаивать на своем, пока близкие не будут готовы принять в семью ребенка как своего, родного.
Если отношения между супругами конфликтны, брак трещит по швам, никакой ребенок, а тем более «чужой», не склеит их. Родившийся у такой пары ребенок будет много лет жить под гнетом непонятной ему ответственности. А приемный, скорее, послужит катализатором, ускорителем развода, внеся диссонанс и усилив конфронтацию между супругами уже в первые дни адаптации. До исполнения мечты об усыновлении необходимо либо наладить отношения, либо разводиться и приходить в равновесие.
Когда подобные трудности будут разрешены, можно считать, что благоприятная почва для приема ребенка в семью создана.
Обстоятельства, когда лучше отказаться от идей принять ребенка
И наконец, бывают обстоятельства, когда о принятии ребенка в семью лучше забыть вовсе и никогда к этой мысли не возвращаться.
- Неизлечимая тяжелая болезнь одного из потенциальных родителей – тот фактор, при котором усыновление не принесет ничего хорошего ни семье, ни принятому ребенку.
- Некоторые родители, имеющие тяжелобольного ребенка, задумываются о том, чтобы принять другого – «желательно здорового». Очень часто такие соискатели питают иллюзии того, что усыновленный даст больному ребенку необходимое общение, любовь и теплоту, а сам при этом воспитает в себе лучшие моральные качества. Однако это одна из наиболее сложных ситуаций и для усыновителей, и для обоих детей. Со стороны приемного, особенно если он прошел через детские учреждения, могут быть проявления агрессии и жестокости по отношению к слабому кровному ребенку, и родители не смогут распределить свои силы между ними.
- Если приемный родитель однажды уже вернул ребенка обратно государству «по гарантии», никакой другой не станет для него «правильным». Это совсем не то же самое, что повторный брак, и шансы стать счастливым родителем другого «чужого» ребенка после возврата первого равны нулю. В этом случае нужно оставить мысли об усыновлении навсегда и попробовать себя в какой-нибудь другой «профессии», где успех не будет зависеть от «хороших» или «плохих» детей.
- Отдельно стоит отметить возрастных потенциальных усыновителей. Это могут быть лучшие во всех отношениях люди, но, как показывает практика, неподходящие на роль усыновителя, особенно младенца или подростка. Никакой жизненный опыт и мудрость не поможет зрелым людям стать «своим» для подростка. Ну а если они ориентируются на то, чтобы взять в семью младенца, то нужно четко понимать, что этот ребенок может потребовать гораздо больше здоровья и активности, чем они в реальности могут дать. У всех ли мам и пап за 50 хватит сил еще лет на 20 вперед, чтобы поднять ребенка с трудностями в поведении?...
-
Юный друг, у тебя трудная жизненная ситуация, или ты задаешь себе вопрос:
Как справиться с проблемами, как пережить одиночество, ревность, потерю близкого человека, избавиться от стыда или страха?
Мы готовы тебе помочь!Детский телефон доверия с единым общероссийским номером: 8 802 000 122
Телефоны доверия г.Белогорска
2-68-66 – отдел опеки и попечительства
2-68-47 – отдел по делам молодежи
2-37-01 – комиссия по делам несовершеннолетних
8-914-606-13-32 – уполномоченный по правам ребенка г.Белогорска
8 (4162) 53-03-18 - уполномоченный по правам ребенка в Амурской области
-
Если Вас заинтересовал тот или иной ребенок, необходимо позвонить по телефону 2-68-66(Отдел опеки и попечительства г.Белогорска).
В силу своей профессии мне часто приходится посещать социальные учреждения Белогорска, где проживают дети-сироты или оставшиеся без попечения родителей. Каждая встреча с такими детьми особенная. У мальчишек и девчонок разные судьбы и разные причины, почему они оказались под опекой государства и не живут с родными мамами и папами. Но их всех объединяет одно желание чтобы нашлись добрые люди и забрали их в семью, где царят любовь, мир и забота. Оказаться в семье мечтает и 12-летняя Ксения. Девочка уже три года живет в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
Встреча с Ксюшей тронула до глубины души. Ее открытая, искренняя улыбка, наверное, навсегда останется в памяти. Как и глаза, в которых можно “утонуть”.
12-летняя девочка, идя со мной на встречу, знала, что пришел корреспондент, чтобы про нее написать статью. Она нисколько не смутилась при нашей встрече, зашла в помещение с толстой папкой в руках
- Здравствуйте, я Ксюша. Мне 12 лет, - отрапортовала девочка.
- Привет, я Наталия. Что у тебя в руках? - Это мое портфолио.Девочка села рядом на стул и начала с гордостью рассказывать про свои достижения. А их оказалось немало. Только грамот и благодарственных писем несколько десятков. Ксения занимает призовые места в разных конкурсах. Часто становится первой. Кстати, и этот учебный год Ксюша закончила на одни пятерки и четверки
- Мне нравится учиться, говорит девочка. - Если я что-то не понимаю, то спрашиваю у учителей. Они всегда помогают.
И у нас в центре воспитатели всегда помогают и объясняют. Главное - не стесняться, а спрашивать. Если молчать, то в теме не разберешься, а дальше сложнее будет. Ребенок, а рассуждает как взрослая. Ксюша считает, что только умение и труд все перетрут.
- Есть же поговорка: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», - с улыбкой говорит девочка. - Нужно учиться, чтобы добиться успеха в жизни.
Ксения мечтает стать поваром, как ее бабушка. Несмотря на свои 12 лет, девочка уверенно держит нож в руках. Она умеет чистить и резать овощи, замешивать тесто, печь булочки, готовить пиццу и различные салаты.
- Мне очень нравятся занятия, где нас учат готовить, - рассказывает девочка. - Главное при приготовлении блюд - быть в хорошем настроении. Тогда все вкусно будет получаться.
- У тебя всегда хорошее настроение? - спросила я
- Почти всегда, не люблю груститьТо, что девочка очень веселая и компанейская, можно судить не только по ее общению с сотрудниками социально-реабилитационного центра или воспитанниками учреждения, но и по количеству мероприятий, в которых Ксюша принимает участие. Описывая эту невероятную девочку, цитата Саахова из легендарной «Кавказкой пленницы» как нельзя лучше ее характеризует: «Студентка, комсомолка, спортсменка и просто красавица». Стоит отметить, что она лидер по характеру. Если Ксения за что-то берется, то для нее важно сделать это лучше других
- Я люблю петь, танцевать, участвовать в различных постановках, - говорит девочка. - Мне нравится помогать воспитателям.
- А как и чем ты им помогаешь? - Могу полить цветы, рассаду. Смотрю за маленькими, помогаю собрать игрушки или организовать детей на мероприятия, - говорит Ксения. - Да, что попросят, то я и сделаю. Мне нравится быть полезной. Тем более, в центре все добрые, как им можно отказать в помощи, расплывшись в очаровательной улыбке, говорит 12-летняя девочка.
- А какое у вас любимое блюдо? - вдруг спрашивает у меня Ксюша. - У меня? - растерявшись, переспрашиваю. - Вот так сразу и не скажу. Люблю борщ, свекольник, жареные пирожки. Да, может это и вредно, я про пирожки, но люблю их. - Я тоже. А вообще я все люблю. Я же будущий повар, - как бы напомнила мне девочка. - А повар должен все любить и все уметь готовить. Супы варить, макароны, всякие запеканки делать… Жалко, что кроме наших воспитателей и моих подружек в центре мои блюда никто не попробует. - Почему ты так говоришь? - Ну, потому что. Если бы меня взял кто-нибудь в семью, я бы там готовила. - Ты хочешь в семью? - вопрос вырвался сам. - Раньше не хотела, сейчас хочу. Пусть меня не удочеряют, а возьмут как приемную. Я буду во всем помогать. И готовить, и стирать, и убирать. Я даже умею вязать игрушки и немного шить. Тема семьи для ребенка особенная. В этот момент глаза Ксении наполнились грустью. Но она быстро ее прогнала. Девочка вновь открыла портфолио и начала с восторгом рассказывать о своих достижениях. В этот момент я подумала: Ксюша, какая ты замечательная девочка, пусть у тебя в жизни все сложится и пусть найдется та самая семья, которая поможет достичь поставленных целей. И пусть лучезарная улыбка никогда не сходит с твоего лица. Если вас заинтересовала 12летняя Ксения и вы готовы подарить ей свои любовь и заботу, приходите в отдел опеки и попечительства по адресу: г. Белогорск ул. Партизанская, 26, кабинет N204. Телефон для справок 2-68-66.
В белогорском центре содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки и сопровождения замещающих семей «Радуга» вот уже не сколько лет живет девочка Даша. Десятилетний ребенок, как и ее сверстницы, любит красивые платья, заколки, банты и браслеты. У нее все это есть. В социальном учреждении детей обеспечивают всем необходимым. Но самое заветное желание Даши выступить на большой сцене, чтобы ей рукоплескали зрители.
Но она понимает, что, оставаясь в детском центре, не смотря на любовь и заботу педагогов, эта мечта может оказаться в числе несбыточных. Ребенок верит, что добьется больших результатов в творчестве только при поддержке любящих родителей. Дарья каждый день загадывает желание, чтобы у нее появились мама и папа.
В современном социальном учреждении, как в центре «Радуга», руководство и педагогический коллектив стараются создать для детей все условия, приближенные к домашним.
Детей окружают любовью, вниманием, заботой. С мальчишками и девчонками занимаются, делают с ними уроки, играют, развивают, одевают и кормят. Стараются каждому уделить личное время, выслушать поговорить и подсказать. Но социальное учреждение - это социальное учреждение, а семья это семья.
- Вы знаете, что мое имя означает? - спросила у меня девочка.
- Нет.
- Дарья - это значит, кто меня возьмет в семью, для того я буду настоящим подарком.Вопрос ребенка заставил задуматься. Позже я зашла в интернет, чтобы почитать про значение имени. Оказалось, Дарья - чувствительная и немного инфантильная личность, обладающая хорошей приспособляемостью к любой жизненной ситуации. У нее очень гибкая психика, поэтому Даша редко пребывает в унынии и хандре. У нее импульсивный характер - все эмоции выражаются ярко и бурно, ее лицо это открытая книга, по которому все можно прочитать и понять. Лицо Даши именное такое. Ее мимика, эмоции все настоящее.
- Вам нравится мультик «Балерина»? - неожиданно снова спросила девочка.
- Да. Правда, я давно его смотрела.
- Там сиротка Фелис достигла своей мечты и стала балериной, - рассказывая сюжет мультика, Даша стала демонстрировать танцевальные па.
- Ты тоже умеешь танцевать? - спросила я.
- Конечно. И не только танцевать. Сейчас покажу.Даша вышла на середину кабинета и села на шпагат, как на продольный, так и на поперечный. После встала на мостик. Гибкость девочки поразила.
Как оказалось, Даша ходит на восточные танцы. У учителя она на хорошем счету. Девочка очень трепетно относится к тренировкам и репетициям номеров.
- Мы выступаем у нас в центре по праздникам, - рассказала Даша. - Мне нравится, когда аплодируют и говорят спасибо за выступление. Но я хочу выступить перед огромным количеством зрителей.
Ребенок уверен, что ее мечту осуществят только взрослые, те, кто возьмет в семью.
- Если у меня будут мама и папа, они мной будут гордиться, - говорит девочка. - Я хорошо учусь, умею готовить, правда, не все, убираться могу, пыль вытирать, цветы поливать. Да много всего.
В такие моменты появляется грустный осадок на душе.
Дети в социальном учреждении очень сильно хотят понравиться и начинают себя буквально рекламировать. Мол, пожалуйста, взрослые, обратите на меня внимание, я ребенок и хочу воспитываться в семье… Дети в социальных учреждениях не виноваты, что остались без родителей. У некоторых они умерли, но у большинства сбились с жизненного пути и начали вести асоциальный образ жизни. И им все равно, что их дочери и сыновья мечтают о домашнем уюте, о тепле маминых рук и о том, как папа им прочитает на ночь сказку. Даша верит, что она, как и сиротка Фелис из любимого мультика, обретет семью и покорит большую сцену.
Желающие взять десятилетнюю Дашу на воспитание могут обратиться в центр «Радуга» или в отдел опеки и попечительства по адресу: ул. Партизанская, 26.
Телефон для справок 2-68-66.
Специалисты готовы подробно рассказать о процедуре устройства детей в семью и оказать помощь в оформлении документов.
Имена известных футболистов воспитанник «Белогорского центра содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки и сопровождения замещающих семей «Радуга» Дмитрий может перечислять бесконечно. Футбол & любимый вид спорта 13&летнего мальчика. Он не пропускает ни одной трансляции футбольных матчей, особенно, если на поле выходит его любимая команда «Ювентус», в составе которой играет кумир Криштиану Роналду. Дмитрий более пяти лет проживает в социальном учреждении. Сейчас мальчик ходит в 7 класс. Любимый предмет в школе - физкультура, по нему у него одни пятерки. Дима с нетерпением ждет наступления теплого времени года, чтобы выйти во двор учреждения и погонять мяч. Футбол - его страсть. Он мечтает когда-нибудь оказаться на трибунах большого стадиона и наблюдать за игрой в реальном времени.
Я знаю, что в Белогорске есть школа футбола, - говорит Дмитрий. - Хотелось бы тоже в нее попасть. Думаю, что из меня выйдет хороший вратарь. Помимо футбола Дмитрию нравится настольный теннис. Он неплохо владеет ракеткой.
Я вообще люблю спорт, говорит воспитанник соц-учреждения. - Еще уроки технологии. Дмитрий любит работать с деревом, говорит, что этот природный материал очень податливый и при этом капризный.
Вообще, если надо, я и электро-розетку могу прикрутить и лампочку поменять, - немного стесняясь, рассказывает Дмитрий. - Я многому здесь научился. В центре «Радуга» есть мастерские. Мальчишек учат ремонтировать обувь и элементарным вещам, которые пригодятся во взрослой жизни. Девочек учат готовить, шить, следить за порядком.
- Еще мне нравится играть в онлайн-игры, - добавил Дима. Мы по сети играем с ребятами из Казахстана, Индонезии, ну и - - России конечно. Очень интересно.
- Дима, а кем ты хочешь стать, когда вырастешь? - спросила я.
- Вы имеете ввиду, какую профессию я выберу? - Да.
- Еще не знаю, не думал об этом. Наверное, связанную со спортом. Посмотрим, время для выбора еще есть, - сказал Дмитрий. Он хочет пойти в армию, отслужить, устроится на работу и создать семью.
Какой будет твоя семья? - Счастливой, доброй, любящей, - отвечает мальчик. - Главное, чтобы дети не оказались в социальном учреждении. Они должны жить в семье. Дмитрий тоже хочет попасть в семью. Он надеется, что произойдет чудо и сбудется его желание, его примет добрая и заботливая семья. На каждый Новый год мальчик загадывает это желание.
- Вообще я верю в чудеса, говорит Дима. - Если очень чего-то хочется, то это обязательно сбудется. Дмитрий общительный ребенок. У него много друзей в школе, в социальном учреждении. Он всегда готов прийти на помощь и с радостью берется за любую работу. Его не нужно заставлять что-то делать.
- У меня есть еще одна мечта, - сказал Дима. - Хочу побывать на море. Я ни разу его не видел, только по телевизору. Мне кажется, что я бы сутками в нем плавал.
- Ты хорошо плаваешь? - Нормально. В море вода соленая, там сложно утонуть. Я читал про это.Так хочется, чтобы мечты этого улыбчивого мальчугана исполнились. Все они не из области фантастики, а вполне реальные. Осуществить их может семья, которая готова взять на воспитание Дмитрия и подарить ему любовь и заботу. Мальчик ответит взаимностью, - у него очень добрая и открытая душа. Специалисты центра «Радуга» и отдела опеки и попечительства Белогорска помогут семьям, желающим взять Дмитрия в свою семью, с оформлением документов.
Если вас заинтересовал ребенок, необходимо позвонить по телефону 2-68-66.
Алкоголь для многих людей становится злейшим врагом. Женщины и мужчины начинают его употреблять без повода, ежедневно. Как следствие, теряют работу и семьи. От этого страдают дети. В пьяном угаре родители перестают за ними следить, одевать, обувать и даже кормить. Чтобы дети не погибли в таких семьях, органы системы профилактики принимают меры. Иногда крайние. По решению суда изымают несовершеннолетних у таких родителей и помещают в социальное учреждение. Так уже не первый год в Белогорском центре содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки и сопровождения замещающих семей «Радуга» живут брат с сестрой, Павел и Светлана. Дети мечтают обрести семью, где о них будут заботиться и любить. Восьмилетняя Света и тринадцатилетний Паша из многодетной семьи. Они проживают в одном социальном учреждении. Брат с сестрой ежедневно встречаются, делятся своими секретами, успехами и помогают друг друга. Света общительная, Павел немного скромный.
- Он стесняется, потому что вас не знает, - объяснили педагоги. - - - А так он очень активный мальчик.
- Паша у меня хороший, добрый, - начала рассказывать про брата Светлана. - Он со мной играет, иногда помогает уроки делать.
- Ты уже в школу ходишь? спросила я.
- Да, во второй класс, - ответила девочка. - Я хорошо учусь. У меня в школе много друзей.
- Какие предметы тебе нравятся больше всех? - Мне все уроки нравятся. Математика, русский, физкультура. Все люблю. У нас учитель еще хорошая и у меня в школе много друзей. У Светы действительно в социальном учреждении много друзей. Девочка участвует во всех мероприятиях, которые проходят в центре. Кроме того, она ходит на кружок рисования и занимается восточными танцами.
- Я могу танцевать несколько часов, - говорит Света. - Я и русские народные танцы знаю. А еще на гимнастику хожу. За нашим диалогом наблюдал Паша. Сначала он сидел молча, позже стал тоже участвовать в нашем со Светой разговоре.
- Мне нравится собирать конструктор, - рассказал Павел.
- Из маленьких деталей могу собрать, например, автомобиль или самолет.
- Ты, наверное, конструктором станешь или механиком? - Я еще не думал об этом. Мне всего 13 лет.
- А я стану доктором, - сказала Света. - Буду лечить животных. Они маленькие, мы, люди, должны им помогать. Особенно лисичкам.
- Почему именно лисичкам? - Они мне нравятся. Я в сказках про них читала.
- Какая твоя любимая сказка? - «Дюймовочка». Потому что там маленькая девочка помогает ласточке. Я тоже буду помогать птицам, когда вырасту.
- Пойдемте, я вам что-то покажу, - обратился ко мне Паша. Мальчик подвел в окну, отодвинул штору и показал рассаду, стоящую на подоконнике.
- Здесь мы с воспитателем посеяли цветы, - гордо сказал Паша. - Вот тут будут бархатцы, тут растут петуньи. Я за ними ухаживаю. Когда будет тепло, мы эту рассаду посадим во дворе. Красиво будет. Приходите к нам летом. Я вам экскурсию устрою. Паша ко мне привык и уже не стеснялся разговаривать. Он рассказал, что учится как большинство мальчишек. Мечтает побывать на море, чтобы насобирать ракушек и сделать поделку для своей сестренки.
- Вы видели сколько у нас там в коробке поделок? - обратилась ко мне Света.
- Нет.
- Пошли, покажу.
- Вот это домовой, это повар, вот волшебная кукла, - доставая из коробки различные персонажи, комментировала девочка. Мы сами это все делали. Нам воспитатели помогали.
- Нас тут всему учат. Даже варить. Представляешь? - Ух ты. И что ты уже умеешь готовить? - Я пока маленькая. Еще ничего, - засмеялась девочка. - Но я люблю кушать подлив с макаронами. Здесь вкусно варят.Каким бы теплом и заботой ни окружал детей персонал в центра «Радуга», все понимают, что социальное учреждение не заменит семью. Мальчишки и девчонки должны жить с мамой и папой. Паша и Света мечтают, чтобы им на ночь читали книги, целовали перед сном и поправляли одеяло. Они ответят взаимностью. Дети добрые и отзывчивые.
Желающие взять брата с сестрой на воспитание могут обратиться в центр «Радуга» или в отдел опеки и попечительства по адресу: ул. Партизанская, 26. Телефон для справок 2-68-66. Специалисты готовы подробно рассказать о процедуре устройства детей в семью и оказать помощь в оформлении документов.