-
Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Отделом опеки и попечительства в соответствии с федеральным и областным законодательством осуществлён анализ выполнения переданных государственных полномочий по охране прав и интересов несовершеннолетних детей в 2024 г.
Работа специалистов отдела по опеке и попечительству в 2024 г. проводилась в соответствии с годовым планом работы по направлениям:
- Выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;
- Определение формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;
- Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;
- Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в постинтернатной адаптации;
- Подбор и подготовка граждан, желающих принять ребенка в семью;
- Ведение банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей;
- Работа с семьей, находящейся в социально-опасном положении;
- Защита жилищных и имущественных прав несовершеннолетних.
Выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В 2024 г. информация о детях, оставшихся без попечения родителей, поступала в отдел опеки и попечительства из различных источников.
Источники поступления информации
Источники поступления информации
Количество
из суда
4
от граждан
15
из медицинских учреждений
0
из образовательных учреждений
0
из органов внутренних дел
1
из ЗАГС
2
Итого 22
Количество выявленных детей, оставшихся без попечения родителей в
г. Белогорск за 2024 год – 22 чел.( 2021-36, 2022-25, 2023-28).
Основными причинами, при которых дети остаются без попечения родителей, являются:
- смерть родителей (единственного родителя);
- лишение родителей (единственного родителя) родительских прав;
- оставление детей в государственных организациях;
- отбывание наказания родителями (родителем) в местах лишения свободы.
Определение формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, определяются в соответствии со ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации.
Традиционными формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей, являются:
- определение детей в семьи граждан под опеку (попечительство);
- усыновление ребенка;
- определение детей в приемную семью;
- определение в государственные образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей области.
За 2024 год устроено 30 детей, оставшихся без попечения родителей ( 8 из них из государственной организации), 15 детей определены на безвозмездную форму опеки (попечительство), 10 - на возмездную форму опеки (попечительство), по договору о приемной семье, 5 детей определены под предварительную опеку (попечительство).
Количество детей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства, и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях, на 31.12.2024 года
Категория детей
Количество детей
Кол-во детей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства на конец года
232
Из них:
Кол-во детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях
204
На территории города в Белогорском центре содействия семейному устройству «Радуга» работает Муниципальная служба по подбору, подготовке и сопровождению замещающих семей, целью которой является подбор ресурсной семьи для ребенка, подготовка семьи и ребенка к совместной жизни в замещающей семье, оказание адресной психолого-педагогической и правовой помощи. В 2024 году в школе приемных родителей прошли подготовку 48 кандидатов в замещающие родители. По состоянию на 31.12.2024 года в городе работает 154 замещающих семьи, в которых воспитывается 204 ребенка.
Выплата ежемесячного пособия, пенсии по потере кормильца, алиментов
Размер пособия
9555 руб.
Кол-во детей, получающих пособие
158
Кол-во детей, получающих пенсию
57
Кол-во детей, получающих алименты
117
Единовременная денежная выплата в соответствии с законом Амурской области от 09.07.2012 № 70-ОЗ «О единовременной выплате при передаче ребенка на воспитание в семью» в 2024 году
Размер пособия
75108,37 руб.за год (в течение 3 лет)
Кол-во детей, на которых выплачено пособие
56 чел.
Реализация жилищных прав лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей
На учете состоит 132 человека из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилья. В 2024 году приобретено 12 квартир для лиц вышеуказанной категории, все из муниципального жилищного фонда.
За 57 детьми сохранено право проживания в жилых помещениях,
6 детей являются собственниками жилья, 22 – сособственниками.
Подбор граждан, желающих принять ребенка в свою семью
В 2024 г. зарегистрированы:
Количество, чел.
семей кандидатов в усыновители
0
семей кандидатов в опекуны
8
приняли ребенка
3
отказались принять ребенка
0
Всем кандидатам были выданы заключения о возможности быть кандидатами в усыновители (опекуны, приемные родители), 3 семьи граждан приняли детей на воспитание и сняты с учета. По состоянию на 01.01.2025 года 8 семей кандидатов из числа граждан, желающих принять ребенка в семью, состоят на учете.
Формирование банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей
Для ускорения и расширения возможности устройства ребенка в семью проводится регулярное пополнение и обновление банка данных. Изменения вносятся по результатам переписки с государственными учреждениями для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, учреждениями начального профессионального образования.
Всего детей - воспитанников государственных учреждений г. Белогорск, состоящих в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, по состоянию 01.01.2025 г. – 28 человек.
По-прежнему одним из путей решения проблемы по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью является работа со средствами массовой информации. Данные о детях, подлежащих устройству в семью, размещаются на сайтах Администрации города и Комитета по образованию, на стендах в Комитете и детской поликлинике, передвижном стенде при церкви. К этой работе привлекаются специалисты Центра по семейному устройству «Радуга», волонтеры и школьные СМИ.
Традиционной стала городская акция «Каникулы в семье». С целью стимулирования института замещающей семьи организуются мероприятия: «Встречи приемных семей», «День опекуна», «День открытых дверей»; проводятся праздники для замещающих семей: «День семьи», «Дела семейные», «Мы вместе». С целью повышения престижа замещающих семей приемные родители совместно с детьми принимают участие в городских, областных и всероссийских конкурсах, завоевывают призовые места, награждаются грамотами, благодарственными письмами, дипломами и подарками.
Работа с семьей, находящейся в кризисном положении
Отделом опеки и попечительства (далее ООП) за 2024 год подготовлены около 260 заключений по защите прав и законных интересов несовершеннолетних.
Количество родителей
Количество детей
Родители, ограниченные в родительских правах
2(1)
2(1)
Кол-во детей, родители которых лишены родительских прав
2(3)
2(6)
Кол-во отобранных детей при непосредственной угрозе жизни или здоровью
0
0
Родители, восстановленные в родительских правах
3(0)
4 (0)
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» между субъектами системы профилактики идет обмен информацией, работает банк данных семей, находящихся в социально опасном положении. За каждой семьей закреплены кураторы, отвечающие за социальное сопровождение семьи, составление межведомственного плана работы, участие в заседаниях КДН и ЗП, отслеживание результатов. Улучшилась информированность граждан о неблагополучных семьях, усилился межведомственный контроль за семьями с детьми.
Главной задачей ООП в области профилактики социального сиротства остаётся раннее выявление несовершеннолетних и их семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Специалисты ООП, работая в этом направлении, взаимодействуют со школами, детскими садами, учреждениями здравоохранения, ОВД, КЦСОН.
По состоянию на 01.01.2025 года на учете органов системы профилактики состоит 46 семей (на 01.01.2021 г. – 98, на 01.01.2022-73, на 01.01.2023-62), в них воспитывается 103 (212,158, 138) ребенка. Органы системы профилактики города Белогорск продолжают работать по утвержденному Порядку межведомственного взаимодействия по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, раннему выявлению случаев жестокого обращения с детьми и устранению причин нарушения их прав и законных интересов, на территории города Белогорск.
Каждый факт неблагополучия тщательно проверяется и при подтверждении нарушения прав детей или пренебрежения нуждами детей открывается «случай».
Таким образом, в настоящее время расставлены основные акценты межведомственного взаимодействия по выявлению, диагностике и социальной реабилитации безнадзорных детей и семей, в которых они проживают, сформирована необходимая нормативно правовая база, определены приоритеты на развитие и совершенствование форм семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Защита личных прав несовершеннолетних
В 2024 г. в отдел опеки и попечительства обратились более 300 граждан, в том числе по вопросам:
- определения места жительства ребёнка при раздельном проживании родителей – 15 (29);
- об общении с детьми бабушек, дедушек, других родственников- 6(6);
- о защите жилищных прав несовершеннолетних- 68(77);
- о защите имущественных прав несовершеннолетних- 134 (141);
По всем вопросам проводилось обследование, по мере необходимости для решения спорных вопросов привлекались педагогические работники (социальные педагоги, психологи) образовательных учреждений, в которых обучаются несовершеннолетние.
Участие в судебных заседаниях при рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы несовершеннолетних
Представители органов опеки и попечительства участвовали в судах при рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы несовершеннолетних:
Направленность судебных заседаний
2024 год
Всего участий
261
Из них:
По вопросу лишения родительских прав (ограничения)
14
По вопросу дополнительных гарантий для детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа
68
По вопросу осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребёнка
15
По другим вопросам, касающимся защиты прав и интересов несовершеннолетних
164
-
Опека (попечительство) несовершеннолетних представляет собой одну из форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения. Опекун назначается органом опеки и попечительства. Обязанности по опеке (попечительству) выполняются безвозмездно.
Опека (попечительство) устанавливается для воспитания детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, для защиты личных и имущественных прав этих детей.
Ребенок, передающийся под опеку, сохраняет право на алименты, пенсию в случае потери кормильца или инвалидности и другие компенсационные и социальные выплаты. Орган опеки и попечительства обязан сохранить за ребенком жилую площадь, на которой он проживал ранее, в том числе, находящуюся в собственности. В случае отсутствия жилой площади ребенок имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с законодательством
Права и обязанности опекунов регулируются ст.ст. 36-38 Гражданского кодекса РФ, ст.150 Семейного Кодекса РФ.
Статья 150 СК РФ. Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка
- Опекун (попечитель) ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом и психическом, духовном и нравственном развитии.
- Опекун (попечитель) вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой (попечительством), с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при соблюдении требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 65 настоящего Кодекса.
- Опекун (попечитель) с учетом мнения ребенка имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка до получения им основного общего образования и обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования.
- Опекун (попечитель) вправе требовать по суду возврата ребенка, находящегося под опекой (попечительством), от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от близких родственников ребенка.
- Опекун (попечитель) не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.
- Гражданские права и обязанности опекуна (попечителя) определяются статьями 36-38 Гражданского кодекса Российской Федерации.
- Обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно.
- На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации.
Документы, необходимые для оформления опеки (до 14 лет) или попечительства (от 14 до 18 лет) над несовершеннолетним
- Заявление с просьбой о назначении опекуном
- Заявление ребенка (письменное согласие – свыше 10 лет)
- Сведения о родителях ребенка (копия свидетельства о смерти; если лишены родительских прав – решение суда; если больны – справки из медицинских учреждений)
- Копия паспорта опекуна
- Копия свидетельства о рождении ребенка
- Справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев
- Документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение
- Копия финансового лицевого счета с места жительства
- Опись имущества, оставшегося после смерти
- Характеристика с места работы опекуна
- Справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у опекуна судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан
- Медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования опекуна
- Медицинское заключение о состоянии здоровья
- Медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка
- Характеристика на ребенка (школа, д/с; если не посещает детское учреждение, то медико – педагогическая характеристика из поликлиники)
- Копия свидетельства о браке опекуна
- Письменное согласие членов семьи опекуна на прием ребенка в семью
- Справки о соответствии жилого помещения санитарным и техническим правилам и нормам
- Заключение психолога
- Автобиография
- Акт обследования условий жизни и воспитания ребенка
-
Наставничество как процесс сопровождения детей и подростков, состоящих на разных видах профилактических учетах
На этапе взросления подросток сталкивается с множеством проблем: от смены ценностей и конфликтов с родителями до поисков себя и расширения круга общения. Что могут сделать субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений, чтобы этот период прошел без трудностей – как для ребенка, так и для окружающего мира? Одно из возможных решений – программа наставничества. Программа наставничества – это программа поддержки подростка, в которой у него есть человек, помогающий решить проблемы и достичь поставленных целей.
Наставник – это человек со значительным жизненным опытом, который готов на безвозмездной основе делиться знаниями, опытом, советами с молодыми людьми в обстановке взаимного доверия.
Уважаемые жители города Белогорск!
На территории города продолжается работа по развитию института наставничества над несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении и состоящими на учетах в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Белогорск приглашает неравнодушных людей, обладающих высокими профессиональными и нравственными качествами, стать наставниками над подростками, с целью оказания положительного воспитательного воздействия.
Наставником несовершеннолетнего может быть дееспособный житель города старше 21 года, из числа специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, представителей общественных объединений, духовенства, казачества, военнослужащих, ветеранов войны, труда, спорта, пенсионеров, представителей органов местного самоуправления, депутатского корпуса и других граждан, обладающих высокими профессиональными и нравственными качествами.
Если Вы человек способный своими деловыми и моральными качествами стать положительным примером для подростка, найти подход, раскрыть его возможности и интересы, оказать помощь и поддержку, ждём Вас по адресу: г. Белогорск, ул. Партизанская д. 26, кабинет 108 (контактный телефон: 8(41641) 2-37-01).
-
Усыновление происходит в отношении чужого ребенка. Установление усыновления возможно только до достижения ребенком возраста 18 лет. Допускается только по обоюдному согласию супругов. Регистрируется в органах ЗАГС на основании решения суда. Необходимо согласие ребенка, достигшего 10 лет, а также его родителей (кроме случаев, установленных ст.130 Семейного кодекса РФ, либо опекунов (попечителей), либо приемных родителей, либо руководителя детского учреждения, где находится ребенок. Органом ЗАГС составляется актовая запись об усыновлении и вносятся необходимые изменения в актовую запись о рождении ребенка. Кроме сведений о фамилии, имени, отчестве ребенка, изменения могут также касаться даты и места его рождения, усыновители могут (по их просьбе) быть записаны в качестве родителей. Усыновителями могут быть только совершеннолетние лица, за исключением лиц, указанных в ст.127 Семейного кодекса РФ и в перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 542 от 01.05.1996 г.
Возможно предъявление требования об отмене усыновления. Отмена усыновления возможна только до достижения ребенком возраста 18 лет, за исключением случаев, предусмотренных ст.144 Семейного кодекса РФ.
В случае ненадлежащего исполнения родительских обязанностей может быть возбуждено дело об отмене усыновления.
Усыновление гражданами российской федерации, постоянно проживающими на территории российской федерации, детей, являющихся гражданами российской федерации
Граждане Российской Федерации, желающие усыновить ребенка, подают в орган опеки и попечительства по месту жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями с приложением следующих документов:
- Краткая автобиография.
- Справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо копия декларации о доходах.
- Копия финансового лицевого счета и выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение.
- Справка органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.
- Медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации.
- Копия свидетельства о браке (если состоят в браке).
Документы, перечисленные в подпунктах 2-4 настоящего пункта, действительны в течение года со дня их выдачи, а медицинское заключение о состоянии здоровья – в течение 3 месяцев.
Лицо, обращающееся с просьбой об усыновлении, должно предъявить паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - иной документ, удостоверяющий личность.
Усыновление гражданами российской федерации, постоянно проживающими на территории российской федерации, детей, являющихся гражданами российской федерации
- Заявление усыновителя (усыновительницы).
- Согласие усыновляемого, если он достиг 10 – летнего возраста (заверяется у специалиста по охране прав детей).
- Копии свидетельств о рождении усыновляемого и других детей.
- Копия свидетельства о браке усыновителя (усыновительницы) с матерью (отцом) ребенка.
- Копия свидетельства о расторжении брака или копия книжечки одинокой матери.
- Заявление родителя с которым проживает ребенок о том, что он согласен на усыновление.
- Согласие – заявление родителя, заверенное в нотариальной конторе на усыновление его отчимом (мачехой), или документ, подтверждающий отсутствие родителя (свидетельство о смерти, решение суда о лишении родительских прав или о признании безвестно отсутствующим).
- Справки о состоянии здоровья усыновителя и усыновляемого.
- Справка с места работы усыновителя с указанием заработка.
- Характеристика с места работы (с печатью учреждения и датой её утверждения).
- Копия финансового лицевого счета и выписка из домовой книги усыновителя и усыновляемого (если он прописан по другому адресу).
- Автобиография усыновителя (в произвольной форме).
- Акт обследования условий жизни усыновляемого и усыновителя (по определению суда).
-
Школа приемных родителей: нужность или необходимость
Зачастую необходимость посещать занятия в школе приемного родителя в течение длительного времени— отпрашиваться с работы, отменять другие дела— вызывает закономерный вопрос — зачем? Особенно этот вопрос актуален для тех, у кого растут или уже выросли дети, и у тех, кто берет ребенка под родственную опеку. Самое важное, что нужно понять на пороге школы: те знания, которые будут предлагаться здесь, рассчитаны на расширение представления о детстве и родительстве, о помощи и поддержке, которые можно оказать ребенку.
Учат в школе
Совершенно нормально, что у родителей не всегда есть такие знания: приемный ребенок отличается от ребенка, который растет в семье. Обычная жизнь формирует свои законы и причинно - следственные связи, а сложная ситуация – свои. Именно о том, что происходит, когда естественная ситуация роста и развития нарушается, и будут рассказывать в школе.
Здесь вы узнаете про то, что происходит с ребенком, если он остается на время без родителей: как это влияет на его рост и развитие, почему некоторые дети выглядят физически моложе своих сверстников, а эмоционально могут вести себя так, как будто они на несколько лет младше.
Травма утраты кровной семьи есть каждого приемного ребенка. Иногда к этому добавляются и другие тяжелые переживания: невозможность помочь близким, их смерть, насилие, свидетелем или жертвой которого становится ребенок. О том, как проживаются ребенком такие тяжелые события и как быть ребенку поддержкой в этом процессе – так же расскажут в Школе.
Ребенок не «чистый лист», даже если его взяли в семью в младенческом возрасте. Как относиться к истории ребенка? Как выстраивать отношения с имеющимися кровными родственниками и нужно ли это делать? Какие слова и время подобрать? Об этих вопросах так же расскажут специалисты на занятиях в школе.
А если хочется сохранить в тайне историю появления ребенка в семье? Как лучше поступить? И если мы говорим ребенку о том, что он – приемный, то какие слова лучше подобрать и какое время для разговора выбрать? Об этом тоже будут говорить в Школе. А также о том, какие есть риски в сохранении и раскрытии тайны о принятии ребенка в семью.
Здесь специалисты расскажут о том, что может происходить с ребенком, когда он окажется в новой семье, о его возможных реакциях на смену обстановки и новую жизнь, о том, как помочь ребенку и себе в процессе адаптации и о возможных сложностях, с которыми можно столкнуться на этом пути.
Подготовка всех членов семьи к принятию ребенка – ещё одна тема для освещения на занятиях. Как построить отношения нового ребенка с кровными детьми? Какой возраст наиболее благоприятен для принятия в семью следующего ребенка? А что делать, если бабушка против? Как избежать ревности и конкуренции, какую стратегию поведения выбрать, какие слова подобрать и на что опереться, — на эти вопросы ответят опытные психологи и родители, в багаже которых есть этот опыт.
Принять верное решение
В школе говорят не только о детях. Приемным родителям предоставят возможность оценить себя, свои возможности, свои ресурсы – и подойти со всей ответственностью к решению стать для кого-то мамой или папой. Это, пожалуй, один из самых важных итогов обучения в школе. Если после Школы твердая уверенность в правильности принятого ранее решения начала колебаться, или решение осталось прежним, но какие-то сомнения все же есть, - лучше не спешить с принятием ребенка в семью. Всегда помните о том, что на кону – жизнь маленького человека, который уже имел опыт предательства самых близких людей, поэтому обмануться в оценке своих возможностей вы просто не имеете права.
Вместо школы - интернет?
Знания, лекции, новая информация – а почему недостаточно просто прочитать это все в Интернете? Мы же разумные люди, зачем тратить столько времени на посещения занятий – вполне справедливо могут заметить кандидаты в приемные родители.
Иногда, чтобы понять информацию, мало с ней просто ознакомиться, «принять к сведению». Особенно это актуально, когда речь идет об информации сложной, сильно эмоционально затрагивающей – а многие вещи, о которых говорится на занятиях ШПР, именно такие. Поэтому используются не просто лекции, а еще дискуссии, игры, упражнения, просмотр фильмов. Вместо пассивного принятия информации – активное, с возможностью задать вопрос, поспорить, выслушать людей, имеющим подобный опыт. Это дает возможность быть услышанным и услышать другого, найти истину, которая прожита и принята как собственный опыт.
Кроме того, посещая занятия школы приемных родителей, можно познакомиться с людьми, которые разделяют ваши интересы. Иногда бывает так, что Школа приемных родителей становится местом для знакомства, которое перерастает в дружбу и продолжается многие годы – некоторые вопросы проще решать, когда есть кто-то, кто проходит очень похожий путь
Помощь приёмным родителям после школы
Специалисты оставляют координаты для дальнейшего взаимодействия, называют ресурсы, к которым можно прибегнуть при необходимости, могут предложить сопровождение. Существуют индивидуальные консультации - для тех, кто хочет разобраться в своей ситуации. Но обсудить свою проблему лучше с тем, кого уже знаешь – а за время обучения в школе будущие кандидаты могут познакомиться со специалистами, которым смогут доверить свои переживания.
Кроме того, во многих школах приемных родителей существует традиция- собираться на встречи, устраивать различные праздники и активности – не только для детей, но и для взрослых. Не всегда обязательно их посещать, иногда достаточно знать, что где-то есть люди, которым будет интересно и радостно встретиться спустя годы или месяцы и поделиться тем, какие изменения происходят в жизни.
Адрес школы приемного родителя: г. Белогорск, ул. Производственная, 11 ГАУ АО «Белогорский центр содействия семейном устройству «Радуга», тел. 5-96-91, заведующая отделением Страхолист Ульяна Сергеевна
В нашей стране, к сожалению, существует такое понятие, как вторичное сиротство. По статистике, ежегодно около 4000 детей по инициативе приемных родителей возвращаются обратно в учреждения. Рассмотрим ситуации, в которых не стоит торопиться с решением принимать ребенка в семью.
Существует немало ситуаций, когда с решением взять ребенка в семью лучше подождать, а есть и случаи, в которых рекомендовано вообще отказаться от этой идеи.
Опасные моменты лучше переждать
Опасным периодом для принятия ребенка в семью может быть любой кризис – будь то кризис всей семьи или любого из ее членов.
Нельзя брать на воспитание ребенка сразу после утраты близкого человека. Особенно это касается потери родного ребенка. Немало случаев, когда идея взять в семью сироту появляется как раз у людей, переживших такое горе, причем их активность зашкаливает. Только-только они похоронили сына или дочь или у женщины прервалась долгожданная беременность – образовалась зияющая дыра в душе, которую требуется срочно заполнить.
Но ни в коем случае нельзя «затыкать» эту пустоту живым человечком, уже получившим жесткий жизненный опыт. Ничего хорошего из этого не получится.
После утраты близкого человека нужно прожить хотя бы год без радикальных изменений в составе семьи.
Подобные чувства и стремления возникают также и у родителей, утративших связь со своими детьми по причине разъезда, разрыва отношений, нахождения детей в местах лишения свободы
Приемный ребенок не станет воплощением нереализованных родительских мечтаний, не будет соответствовать ожиданиям и требованиям тех, кто не смог справиться со своими кровными детьми.
В этом случае, пожалуй, может не хватить и года, и даже более. Лучше воздержаться от мыслей о приемном родительстве вообще.
Трудно может быть и человеку, принявшему ребенка сразу после развода. Да и самому приемному ребенку придется несладко с родителем, который поглощен мыслями о своем развалившемся браке. Даже если супруги друг другу надоели до смерти и оба искренне желали поскорее расстаться, это не отменяет всех стадий переживания утраты, которые подобны стадиям переживания горя по причине гибели любимого
После развода приходить в себя нужно не менее двух лет. Разрыв отношений с супругом внешне переживается, как правило, не так остро, но требует больше времени для восстановления.
Ситуации, требующие коррекции до принятия ребенка в семью
Есть множество отягощающих для принятия ребенка в семью факторов, на которые тем не менее можно попытаться повлиять.
Разногласия в вопросах воспитания и образования детей могут серьезно помешать найти общую линию поведения по отношению к приемному ребенку. Ребенок же, в свою очередь, обязательно почувствует несогласованность действий родителей и обязательно воспользуется этим как слабостью взрослых: он будет нарушать границы, чтобы добиваться удовлетворения своих сиюминутных желаний
То есть при таком подходе ребенок может стать неуправляемым. Чтобы этого не произошло, будущим приемным родителям нужно в самом начале обсудить все спорные вопросы, найти общность в предполагаемых стилях воспитания, методах образования, отношении к вероисповеданию и многих других аспектах.
Гораздо труднее будет преодолеть возражения против усыновления родственников, особенно других детей в семье. Напрасные надежды на то, что стерпится – слюбится, лучше оставить сразу. Если на само известие о возможном появлении в семье приемного ребенка уже получено сопротивление, то, скорее всего, после усыновления конфликт гарантирован. И тем глубже он будет, чем ближе несогласный родственник. Если не согласны близкие родственники, то, по крайней мере, на их полезную помощь можно уже не рассчитывать. Если это другие (кровные или ранее принятые) дети в семье – страдать после опрометчиво принятого решения будут все. Так что не стоит настаивать на своем, пока близкие не будут готовы принять в семью ребенка как своего, родного.
Если отношения между супругами конфликтны, брак трещит по швам, никакой ребенок, а тем более «чужой», не склеит их. Родившийся у такой пары ребенок будет много лет жить под гнетом непонятной ему ответственности. А приемный, скорее, послужит катализатором, ускорителем развода, внеся диссонанс и усилив конфронтацию между супругами уже в первые дни адаптации. До исполнения мечты об усыновлении необходимо либо наладить отношения, либо разводиться и приходить в равновесие.
Когда подобные трудности будут разрешены, можно считать, что благоприятная почва для приема ребенка в семью создана.
Обстоятельства, когда лучше отказаться от идей принять ребенка
И наконец, бывают обстоятельства, когда о принятии ребенка в семью лучше забыть вовсе и никогда к этой мысли не возвращаться.
- Неизлечимая тяжелая болезнь одного из потенциальных родителей – тот фактор, при котором усыновление не принесет ничего хорошего ни семье, ни принятому ребенку.
- Некоторые родители, имеющие тяжелобольного ребенка, задумываются о том, чтобы принять другого – «желательно здорового». Очень часто такие соискатели питают иллюзии того, что усыновленный даст больному ребенку необходимое общение, любовь и теплоту, а сам при этом воспитает в себе лучшие моральные качества. Однако это одна из наиболее сложных ситуаций и для усыновителей, и для обоих детей. Со стороны приемного, особенно если он прошел через детские учреждения, могут быть проявления агрессии и жестокости по отношению к слабому кровному ребенку, и родители не смогут распределить свои силы между ними.
- Если приемный родитель однажды уже вернул ребенка обратно государству «по гарантии», никакой другой не станет для него «правильным». Это совсем не то же самое, что повторный брак, и шансы стать счастливым родителем другого «чужого» ребенка после возврата первого равны нулю. В этом случае нужно оставить мысли об усыновлении навсегда и попробовать себя в какой-нибудь другой «профессии», где успех не будет зависеть от «хороших» или «плохих» детей.
- Отдельно стоит отметить возрастных потенциальных усыновителей. Это могут быть лучшие во всех отношениях люди, но, как показывает практика, неподходящие на роль усыновителя, особенно младенца или подростка. Никакой жизненный опыт и мудрость не поможет зрелым людям стать «своим» для подростка. Ну а если они ориентируются на то, чтобы взять в семью младенца, то нужно четко понимать, что этот ребенок может потребовать гораздо больше здоровья и активности, чем они в реальности могут дать. У всех ли мам и пап за 50 хватит сил еще лет на 20 вперед, чтобы поднять ребенка с трудностями в поведении?...
-
Юный друг, у тебя трудная жизненная ситуация, или ты задаешь себе вопрос:
Как справиться с проблемами, как пережить одиночество, ревность, потерю близкого человека, избавиться от стыда или страха?
Мы готовы тебе помочь!Детский телефон доверия с единым общероссийским номером: 8 802 000 122
Телефоны доверия г.Белогорска
2-68-66 – отдел опеки и попечительства
2-68-47 – отдел по делам молодежи
2-37-01 – комиссия по делам несовершеннолетних
8-914-606-13-32 – уполномоченный по правам ребенка г.Белогорска
8 (4162) 53-03-18 - уполномоченный по правам ребенка в Амурской области
-
Если Вас заинтересовал тот или иной ребенок, необходимо позвонить по телефону 2-68-66(Отдел опеки и попечительства г.Белогорска).
Савелий Т., Милана П., Вероника Т.Виктория Т.Виолетта П.Светлана М.Паша М.Паша, активно занимается спортом, любит кататься на роликах, любит смотреть мультфильмы, фильмы про животных
Богдан К.Тимофей К.Игорь Б.Игорь, очень спокойный, вежливый мальчик, любит природу, животных, любит учавствовать в театральных постановках
Юрий Б.Юрий Б.- жизнерадостный, обаятельный, добрый, отзывчивый мальчик. У него хорошее чувство юмора и веселый характер. Юрий растет активным и самостоятельным. В детском коллективе мальчик коммуникабелен, стремится к лидерству, быстро находит общий язык как со сверстниками, так и с взрослыми. В общении с окружающими он доброжелателен, вежлив. Мальчик творческий, любит рисовать, изготавливать поделки собственными руками, проявляет интерес к оригами. Ответственно относится к выполнению поручений, выполнению домашних заданий трудолюбив. Активно участвует в школьной жизни.
Диана Н. и Артем Н.